Современные автоматические шлагбаумы настолько же далеко ушли от своих предков, перегораживавших проезд телегам и повозкам, запряженным лошадьми, насколько современный компьютер - от деревянных счет. Они способны выполнять работу в любых условиях, в любую погоду, а их производительности можно только удивляться. Хотя автоматические шлагбаумы в современных условиях служат более средством предупреждения, нежели физическим препятствием, их прочность весьма высока. Тумба шлагбаума не только с легкостью противостоит ударам стихии, она не боится вандализма, ее практически невозможно сломать или опрокинуть. Шлагбаумы позволяют быстро наладить контроль трафика, как временный, так и постоянный в тех случаях, когда установка ворот нецелесообразна или затруднена.
Автоматические шлагбаумы бывают двух типов, электромеханические и гидравлические. Внешний вид их одинаков: тумба со стрелой и внешним пультом управления. В первом случае стрелу поднимает электромотор, во втором - гидравлический привод. Гидравлика обеспечивает большой крутящий момент и возможность работы при низких температурах, до -45 градусов. Работа в таком суровом климате обеспечивается, благодаря специальному маслу, рассчитанному на эксплуатацию в арктических условиях. Его вязкость остается постоянной и при больших перепадах температур в течение суток. Меньшее количество трущихся элементов в гидравлическом шлагбауме продлевает его срок службы, он работает практически бесшумно, мягко. Существует мнение, что гидравлические шлагбаумы сложнее обслуживать, и они менее ремонтопригодны, однако последние модели этих устройств доказывают обратное. Простые, а потому надежные гидравлические приводы не предъявляют сверхвысоких требований к технологии монтажа и не требуют постоянного облуживания. Они имеют значительно большее время наработки на отказ, по сравнению с электромеханическими. Выпускаются шлагбаумы, предназначенные для работы на самых оживленных участках, с очень высокой плотностью движения. Они снабжаются вентиляторами для дополнительного охлаждения механизма.